Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида № 19 "КАПЕЛЬКА"  города Обнинска

Правильно ли говорит Ваш ребенок

 

  Правильно ли говорит ваш ребёнок и надо ли идти к логопеду?

Часто при оценке речевого развития ребёнка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

Это не совсем правильно. Логопед исправляет не только дефекты произношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики. Логопед поможет подготовить ребёнка к усвоению грамоты, к дальнейшему более успешному обучению в школе.

Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию. Родители, воспитатели – полноправные участники образовательно-коррекционного процесса. Без вашей помощи результаты коррекционной работы будут низкими, а занятия очень продолжительными даже у самого хорошего специалиста.

Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребёнка в дошкольном возрасте.

1.   Речь – это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребёнка, так и причиной их появления.

2.   Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа.

3.   Даже незначительные недостатки в развитии речи ребёнка могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма.

Вашему вниманию предлагается схема нормального развития детской речи, с помощью которой  можно выявить соответствующие проблемы.  

Схема нормального развития детской речи

(по А. Н. Гвоздеву).

Период

Возраст

1год 6 месяцев

 

Предложения из аморфных слов-корней

Развитие предложения (фразы)

Объем и типы предложений

Отдельные слова (около 27 слов).

Грамматический строй

Нет.

 

 

Усвоение речи

Существительные

Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов).

Глаголы

Названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов).

Прилагательные

Нет.

Местоимения, наречия

Нет.

Служебные части речи

Нет.

Слоговая структура слов

 

В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»).

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

А, О, И, М, П, Б, К, Г, ДЬ, ТЬ, НЬ, ЛЬ, СЬ.

Стечения согласных

Нет.

Возраст

1 год 8 месяцев

Развитие предложения (фразы)

Объем и типы предложений

Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов).

Грамматический строй

Нет.

 

 

Усвоение речи

Существительные

Несклоняемые.

Глаголы

Неспрягаемые формы во 2-м лице единственного числа повелительного наклонения: «ниси», «ди», «дай».

Прилагательные

Нет.

Местоимения, наречия

Нет.

Служебные части речи

Нет.

Слоговая структура слов

 

Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложных словах один слог опускается.

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

ХЬ, ЦЬ, Й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный.

Стечения согласных

Появляются в середине некоторых слов: ЛЬК, СЬК, ПК, ЦЬК.

 

Период

Возраст

1год 10 месяцев – 2 года

 

 

Усвоение грамматической структуры предложений

Развитие предложения (фразы)

Объем и типы предложений

Рост предложения до 3-4 слов.

 

Грамматический строй

Согласование именительного падежа существительного с глаголом. Развивается прилагательное подчинение. Предложения преимущественно аграмматичны.

 

 

Усвоение речи

Существительные

Начинают употреблять падежи: винительный с окончанием –У; именительный падеж множественного числа с окончанием –Ы, -И (фонетически всегда -И); иногда предложный падеж с окончанием –Е; уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Глаголы

Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное  наклонение  2-го лица единственного числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица единственного числа. Часто опускаются приставки.

Прилагательные

Появляются прилагательные без согласования с существительными, в именительном падеже  единственном числе мужском и женскомроде.

Местоимения, наречия

ВОТ, ТАМ, ГДЕ (ДЕ), ЕЩЕ, ХОРОШО (ЛАСО), НЕ НАДО, НАДО и др. Смешиваются личные окончания местоимения (о себе говорит в 3-м лице).

Служебные части речи

Нет предлогов и союзов. Появляются частицы: КА, ДА, ТО, НЕ.

Слоговая структура слов

 

В трехсложных словах опускается преударный слог («кусу» - укушу), может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

Твердые согласные Н, Т, Д.

Стечения согласных

Большинство стечений согласных замещаются одним звуком.

Возраст

2 года – 2 года 6 месяцев

 

Развитие предложения (фразы)

Объем и типы предложений

Появляются бессоюзные сложные предложения, затем с союзами.

 

Грамматический строй

Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы.

 

 

 

 

Усвоение речи

Существительные

Усваиваются дательный и творительный падежи, «главенствующие»  падежные окончания в единственном числе: -У, -Е, -А, -ОМ, реже –ОЙ.     Во множественном числе –Ы (фонетически -И).

Глаголы

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица множественного числа), настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род.

Прилагательные

23 прилагательных. Иногда нарушается согласование, употребляются после существительных. Множественное число употребляется только в именительном падеже.

Местоимения, наречия

Личные местоимения усвоены. Наречия: БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ, КОРОЧЕ, СКОЛЬКО и др.

 

Служебные части речи

Появляются предлоги: В, НА, У, С. Союзы: И, ТО, А, ПОТОМУ ЧТО, ТОГДА, КОГДА.

Слоговая структура слов

 

В многосложных словах чаще опускаются преударные слоги, иногда приставки.

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

Твердые С, Л. Затем Ы, В, Р, З. Смешение артикуляционно близких звуков.

Стечения согласных

Стечение согласных не усвоено, но некоторые группы согласных произносятся правильно.

Период

Возраст

2 года 6 месяцев – 3 года

 

Усвоение грамматической структуры предложений

Развитие предложения (фразы)

Объем и типы предложений

Развитие сложного предложения.

Грамматический строй

Появляются сложноподчиненные предложения. Усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода.

 

 

Усвоение речи

Существительные

Усвоены «главенствующие» падежные окончания множественного числа:-ОВ, -АМИ, -АХ.

Начинается влияние окончания–ОВ на другие склонения: «стулов». Начинают усваивать другие окончания: -А,-Я, суффиксы увеличительности, принадлежности.

Глаголы

Усваиваются все формы возвратных глаголов. Наблюдается смешение приставок.

Прилагательные

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Появляются краткие причастия.

Местоимения, наречия

Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений.

Служебные части речи

Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: ЧТОБЫ, ЕСЛИ и др.

Слоговая структура слов

 

Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

Усваиваются Ч, Ш, Ж, Щ, Ц.

Стечения согласных

Заканчивается усвоение стечения согласных.

Период

Возраст

3 года – 4 года

 

 

Развитие предложения (фразы)

Объем и типы предложений

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

Грамматический строй

Грамматические формы различаются по типам склонения и спряжения. Появляются собственные словоформы.

Усвоение морфологической системы русского языка

 

 

Усвоение речи

Существительные

Продолжается влияние окончания –ОВ на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении.

Глаголы

Часто нарушается чередование в основах. Частица «НЕ» опускается, неологизмы с использованием приставок.

Прилагательные

Нарушается согласование прилагательных в среднем роде. Овладевают сравнительной степенью прилагательных.

Местоимения, наречия

Усваиваются сравнительные степени наречий.

Служебные части речи

Предлоги ПО, ДО, ВМЕСТО, ПОСЛЕ. Союзы ЧТО, КУДА, СКОЛЬКО. При условном наклонении частица БЫ.

Слоговая структура слов

 

 

Звуковая и слоговая структура речи полостью усвоена.

 

 

 

 

 

 

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

Стечения согласных

Период

Возраст

4 года – 6 лет

Усвоение морфологической системы русского языка

Развитие предложения (фразы)

Объем и типы предложений

Дети испытывают затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом КОТОРЫЙ.

Грамматический строй

Практически усваиваются все частные грамматические формы.

 

 

Усвоение речи

Существительные

Окончательно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах.

Глаголы

Нарушается чередование в глагольных основах при создании новых форм.

Прилагательные

Овладевают согласованием прилагательных с другими частями речи во всех  косвенных падежах.

Местоимения, наречия

Употребляется одно деепричастие СИДЯ.

Служебные части речи

Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.

Слоговая структура слов

 

 

Звуковая и слоговая структура речи полостью усвоена. Дифференцируют звуки на слух и в произношении.

Усвоение звуковой стороны языка

Звуки

Стечения согласных

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"